Оптимизация ценою в жизнь.
За три месяца этого года в России умерло на 23,5 тысячи человек больше, чем в первом квартале 2014 года
Итак, то, о чём предупреждали, начинает сбываться, причём с устрашающей скоростью. Глава минздрава Вероника Скворцова признала, что в большинстве регионов смертность стала повышаться. В цифрах это выглядит следующим образом. За первый квартал 2015 года прирост смертности в России составил 5,2% по сравнению с тем же периодом 2014 года. Число умерших за три месяца составило 507 тысяч человек, что на 23,5 тысячи человек больше, чем в первом квартале 2014 года. Наибольший прирост смертности связан с заболеваниями органов дыхания (22%) и системы кровообращения (прирост 5%).
МИНИСТЕРСТВОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ рассматривается несколько причин. «Мы в течение года потеряли от ОРЗ, пневмонии и осложнений, связанных с этими заболеваниями, 70 тысяч человек», — сообщила в дискуссии на форуме имени Татьяны Заславской заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец. Ну что тут сказать? Стыд и срам! В ХХI веке терять такое число людей из-за ОРЗ! По-видимому, в министерстве это понимают и пытаются найти столь постыдному факту, как им кажется, ловкие объяснения. Прямо скажем: для дурачков. Так, миндзрав обвинил Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), которая вроде бы посоветовала не ту вакцину от гриппа. Здесь в ведомствах произошёл некоторый разнобой, так как Роспотребнадзор со своей стороны заявил, что уровень заболеваемости ОРВИ и гриппом в нашей стране в период текущей сезонной эпидемии не превысил показателей двух предыдущих лет. Ну тут уж каждое ведомство защищает себя, любимого, как может, так что в итоге получается, что никто из них не виноват. Вот и ладненько.
Однако кто-то же должен быть виноват в возмутительном факте роста смертности, который уже никакой продажной статистикой не скроешь. Но нашли-таки виновного во всех бедах. И это, кто бы мог подумать, мы с вами, дорогие граждане! «Очень много смертей было, которые мы называем случайными, когда человек продолжает ходить на работу, будучи больным, и смерть наступает на той стадии, когда уже ничего врачи не могут сделать. Это огромная проблема, когда люди в наше время умирают от тех болезней, с которыми мы способны справиться», — заявила Ольга Голодец. Вот нечего ходить по улицам, шмыгать носом, обкашливать пассажиров, сами во всём виноваты!
Правда, некоторым диссонансом в чиновничьем хоре прозвучал вопрос президента России Владимира Путина на совещании, посвящённом реализации майских указов, почему люди неделями не получают жизненно важных бесплатных лекарств. Но тут же сам и объяснил рост смертности: «Увеличение продолжительности жизни изменило так называемую структуру населения, выросла доля граждан пожилого возраста. По расчётам специалистов, это оказало непосредственное влияние на динамику смертности». То есть слишком долго наши граждане стали жить, понимаешь, оттого и умирают.
Из этого затруднительного положения, по-видимому, нужно как-то выходить. «Чтобы нам дальше снижать смертность, нужно существенно увеличить шаг этого снижения. Так мы сможем компенсировать те демографические изменения, которые происходят в связи с увеличением продолжительности жизни»,— предложила свой план госпожа Скворцова. Похоже, пора давать Нобелевскую премию тем, кто сможет понять и доступно объяснить слова наших чиновников. Хотя, по большому счёту, думаю, многим очень даже понятны смутные намёки.
Вот министр здравоохранения Свердловской области Аркадий Белявский, по информации ИА «Политсовет», на заседании областного правительства прямо заявил (цитируем): «При увеличении продолжительности жизни, чем больше будет пожилых, то мы должны понимать, что это взаимоисключающие направления. Мы должны определить приоритеты. Я проанализировал данные за первый квартал текущего года. Смертность в группе населения, связанная со старостью — это 81 год и старше, — выросла на 17%. Я считаю, это хорошо. Если только в этой группе будет возрастать смертность — это нормальный процесс». Судя по тому, что до сих пор никакого опровержения от правительства Свердловской области не пришло, событие это имело место. Как говорится, что у министра федерального на уме, у министра регионального на языке.
И тем не менее чиновники лукавят, ссылаясь на то, что «статистику портят» одни старики. По статистике того же минздрава, в России зафиксирован рост смертности и среди трудоспособного населения в возрасте от 35 до 44 лет — она выше показателей советского периода. По данным же Росстата, смертность в группе населения старше трудоспособного возраста остаётся примерно на том же уровне, зато растёт в других возрастных группах — 15—19 лет, 30—49 лет. Но и тут, по мнению чиновников, оказываются виноваты сами граждане: главной причиной названо злоупотребление алкоголем. Короче говоря, все вокруг виноваты, только минздрав белый и пушистый.
Между тем трудно увидеть в пьянстве или «демографическом перекосе» рост смертности, например, от ВИЧ. Академик РАН, руководитель Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский недавно обнародовал просто шокирующую статистику. По его данным, только за прошлый год в России умерли 22700 ВИЧ-позитивных (на 15% больше, чем в 2012 году), средний возраст умерших — около 35 лет. По данным Института демографии Высшей школы экономики, доля ВИЧ-инфекции в структуре смертности от инфекционных болезней выросла с 0,6% в 2000 году до 16,5%. На начало мая в России (включая Крым) зарегистрировано 830 тыс. инфицированных ВИЧ. Ежедневно регистрируется 200 новых случаев, а к концу 2015 года число инфицированных достигнет миллиона.
И каков был ответ власти? Уважаемого академика, который пробовал достучаться до здравого смысла депутатов, некоторые горячие головы назвали чуть ли не «антироссийским агентом». И успокоились…
Но о чём на самом деле может свидетельствовать рост смертности, если не о том, что наше здравоохранение превратилось в руины? Между тем министр Вероника Скворцова скромно приуменьшает свои «заслуги» в этом процессе, заявляя, что проблемы в системе здравоохранения (читай: массовое закрытие больниц) повлияли на смертность только в семи регионах России. К их числу она относит, например, Костромскую, Орловскую и Ленинградскую области, где за три месяца смертность выросла сразу на 9%. А в других регионах, где также лихо направо и налево косила народ оптимизация, выходит, смертность росла «сама по себе», по независящим от чиновников причинам.
То есть оптимизация с массовым закрытием больниц, увольнением врачей и медсестёр, сокращением периода пребывания в больнице и времени приёма врача в поликлинике, увеличением нагрузки на медработников, отказом «скорой помощи» госпитализировать, исчезновением одних лекарств и ростом цен на другие и прочими безобразиями отвратительной организации медпомощи тут абсолютно ни при чём.
Мало того, министр на правительственном совещании с Владимиром Путиным прогнозировала, что в ближайшее время смертность в России снижаться не будет. Надо полагать, произойдёт это опять же «по независимым от министерства» загадочным причинам.
Странно, однако, что наши граждане как-то вяло отреагировали на прокатившуюся по всей стране оптимизацию здравоохранения, итоги которой ныне уже видны как на ладони. Но и этого властям показалось мало. Антикризисный проект бюджета предполагает сокращение расходов на здравоохранение ещё на 8%. Ну что, будем спать и дальше?
Ау, москвичи! Прямо сейчас собираются ликвидировать очередную больницу — гкб № 59 (сейчас филиал Боткинской). А по данным «РБК» со ссылкой на соглашение между министерством здравоохранения и правительством Москвы, в столице в 2015—2017 годах могут сократить ещё 14 тысяч врачей. Ну что ж, мы народ терпеливый. Вот только смертельная угроза, самая что ни на есть реальная, нависла буквально над каждым. И ни сегодняшнее здоровье, ни толстый кошелёк, ни молодость, ни успех, ни положение не спасут, если случится худшее.
Или вы думаете, что чиновники, увидев рост смертности, опомнятся, посыпят голову пеплом и начнут восстанавливать наше здравоохранение?
Ответ, как минздрав будет спасать ситуацию, можно найти на сайте госзакупок (zakupki.gov.ru), на котором объявлен конкурс на «выполнение работ по изготовлению и оказание услуг по размещению телевизионных материалов по формированию положительного образа российского здравоохранения» стоимостью всего-навсего 55644000 российских рублей из средств федерального бюджета, предусмотренных для министерства здравоохранения Российской Федерации на 2015 год.
Это простые граждане пусть собирают по рублику, чтобы спасти очередного ребёнка. Это «не важно», что людей умирает с каждым месяцем всё больше, главное, чтобы в телевизоре показали, как у нас хорошо с медициной и какие наши чиновники мудрые и заботливые. Вот и скажите: нужны нам такие чиновники?
Источник: газ Правда №67 от 26-29 июня 2015г "Оптимизация ценою в жизнь" Автор: Мария ПАНОВА.