Кинематограф

Модератор: fantomas59

Кинематограф

Сообщение fantomas59 » 24 авг 2015, 19:55

Режиссёр Георгий Данелия.
Ровно тридцать лет назад на страницах журнала «Советский экран» появился отрывок из сценария будущего фильма «Кин-дза-дза!» Сама картина вышла на экраны только через год, но именно в 1985-м жители Советского Союза узнали о готовящейся премьере.
Добро пожаловать на Плюк?
Этот фильм вплоть до настоящего времени является предметом ожесточённых споров. Для кого-то это шедевр, для кого-то (и таких, к сожалению, большинство) — ахинея и абсурд. Возможно, всему виной первое впечатление: для рядового советского гражданина жизнь на выдуманной планете Плюк действительно была чем-то непостижимым и отталкивающим, как когда-то Мексика для самого Данелии…

Но стоит пересмотреть картину сейчас, спустя три десятка лет, и за гротескной формой отчётливо предстаёт реальность. Наша, постсоветская реальность.
Ку.jpg
Ку.jpg (6.74 КБ) Просмотров: 3828
Устойчивым заблуждением, касающимся фильма «Кин-дза-дза!», является его скрытый антисоветский подтекст. Сторонники этой точки зрения выискивают в нём некие намёки, некие рязановские «фиги в кармане». Возглас «Ку!», например, они трактуют как намёк на инициалы Генерального секретаря ЦК КПСС К.У. Черненко, а наместник планеты Плюк господин ПЖ — это якобы пародия на Брежнева. Сама же фантастическая планета и её обитатели смело объявляются карикатурой на советский строй.

Натяжки более чем слабые, да и сам Данелия неоднократно повторял, что в картине нет никакой антисоветской сатиры (хотя заяви он обратное — в современной России его бы только обласкали!). Попробуем разобраться самостоятельно. Главные герои фильма — обыкновенные советские люди: прораб Владимир Машков (Станислав Любшин) и студент Гедеван, он же Скрипач (Леван Габриадзе). И поступают они вполне по-советски: не могут пройти мимо бездомного человека (не зная, что это пришелец), дают ему носки, видя, что он босой… А оказавшись на Плюке, вовсе не чувствуют себя там «как рыбы в воде» (что следовало бы, являйся планета аналогом «совка»). Напротив, всё в этом новом мире для советского человека непонятно и отвратительно. И глубочайшая социальная дифференциация, и полное отсутствие у обитателей Плюка нравственных принципов.

Но вот если посмотреть на постсоветскую действительность, царящие на фантастической планете порядки кажутся не такими уж фантастическими. Всё население Плюка делится на два класса — привилегированный (чатлане) и низший (пацаки), причём представители последнего обязаны соблюдать ряд унизительных обрядов — приседать перед чатланами и носить в носу колокольчик — цак. Но и среди высшего класса существует дифференциация, выражающаяся в цвете штанов (одними из самых престижных являются малиновые — как тут не вспомнить приснопамятные малиновые пиджаки!). Всё на Плюке продаётся и покупается. За чатлы (местные деньги) и КЦ (некое вещество, аналогичное обычным земным спичкам) плюкане готовы предать и даже убить. И никаких угрызений совести! «Скрипач не нужен!»

Что ещё роднит Плюк с нашим временем — так это специфика органов правопорядка. Эцилопы (местные полицейские) жестоки и беспощадны, но закроют глаза на любое преступление за энное количество чатлов. Ну а культура на Плюке — это, наверное, самое гениальное предвидение Данелии, пред-угадавшего современную российскую попсу со всеми её «муси-пуси» и примитивными мотивами. Неумелое пиликанье на скрипке и незатейливые строки вроде: «Мама, мама, что я буду делать?» — вызывают прямотаки дикий восторг у плюкан.

Повторим ещё раз: земляне в лице Машкова и Гедевана не принимают жизнь на Плюке. В конце концов они поднимают бунт, причём не столько ради собственного спасения, сколько для того, чтобы вызволить из заключения своих знакомых — чатланина Уэфа и пацака Би. Для обитателей планеты такая самоотверженность — дикость.

Однако создатели фильма отобразили в нём не только постсоветские порядки. Плюк — это то будущее, которое ждёт нашу планету, если она продолжит жить по правилам, навязываемым капитализмом. Каждый, кто знаком с картиной, помнит, что по уровню технического развития Плюк далеко обогнал Землю. Только цена у этого прогресса оказалась страшной: уничтоженные флора и фауна, переработанные в топливо моря и океаны… А ещё — потерянные мораль, совесть, культура. Например, всё богатство языка на Плюке сведено к нескольким односложным словам вроде «ку».
Ку-2.jpg
Ку-2.jpg (61.96 КБ) Просмотров: 3827
При этом бездуховность характерна для всех — и чатлан, и пацаков. Все они одинаково не понимают, как это жить без цветовой дифференциации штанов и не наслаждаться страданиями ближнего. («Они будут на четвереньках ползать, а мы на них плевать». — «Зачем?» — «Удовольствие получать!») Не это ли происходит вокруг нас, когда потребительская идеология и равнодушие захватывают всех без исключения?

Об этом, кстати, говорит и сам Георгий Данелия: «…то, что происходит рядом, очень уж напоминает планету Плюк.
Мы всё приближаемся к ней, приближаемся. И не только Россия, а весь наш шарик».
Общество где нет градации по цвету штанов - ущербно.jpg
Общество где нет градации по цвету штанов - ущербно.jpg (34.37 КБ) Просмотров: 3827
К сожалению, ни тридцать лет назад, ни позже предупреждения Данелии не были услышаны.
Во многом потому, что в новом отечестве пророки оказались не нужны и даже опасны.
Куда удобнее иметь дело с конформистами. А Данелия — это безбилетный пассажир, которому не нашлось места в новой культуре. Но тем большее уважение заслуживает этот человек, не поклонившийся мамоне и не предавший героев своих прекрасных фильмов.
Подробно см. газ. "Правда" №71 от 7-8 июля 2015г
Автор: Сергей КОЖЕМЯКИН. "Безбилетный пассажир новорусского поезда "
fantomas59
 
Сообщения: 4844
Зарегистрирован: 11 апр 2013, 16:56

Re: Кинематограф

Сообщение Kimon » 14 окт 2015, 04:57

Благодарю за статью. Очень интересная и познавательная.
Kimon
 

Re: Кинематограф

Сообщение Alcmaeon » 20 фев 2016, 12:37

Давно не смотрел его надо исправить.
Alcmaeon
 


Вернуться в Культура

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron